Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAA
Цветовая схема:AAA
На совещании по итогам социально-экономического развития города в 2007 году с основным докладом выступил заместитель главы администрации Ростова-на-Дону Виталий Золотухин.
Как сообщил в своем докладе Виталий Золотухин, продолжающийся экономический рост как в России в целом, так и в Ростове стал основой для успешной реализации запланированных мероприятий. Опережающими темпами по отношению к инфляции росла средняя заработная плата – увеличение составляет 26 процентов. Это во многом обусловило перевыполнение бюджета по собственным доходам, поскольку поступления НДФЛ формируют до 50% наших налоговых источников. Продолжился промышленный рост - по итогам 2007 года индекс физического объема производства на крупных и средних предприятиях города составил 106%, а объем отгрузки товаров собственного производства в действующих ценах вырос на 25%  и достиг 120 млрд. руб.
По данным Ростовстата, с прибылью работали 630 крупных и средних предприятий города (или 82% от их общего количества). По полному кругу предприятий прибыль по состоянию на 01.01.2008 г. в целом по городу оценивается в размере 31,9 млрд. руб.
В целом положительный сальдированный результат финансовой деятельности крупных и средних предприятий увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,4 раза и составил  13,6  млрд. руб.
При этом получили убыток в размере 3,5 млрд. рублей 135 крупных и средних предприятий города (или 18 % от их общего количества). Это не может не настораживать, хотя, по сравнению с 2006 годом, сумма убытка уменьшилась на 158,5 млн. руб. Мы с пониманием относимся к тому, что финансово-хозяйственная деятельность и ее результаты сегодня являются прерогативой предпринимателей, и, безусловно, не забываем о тех объективных причинах, которые препятствуют достижению высоких показателей в бизнесе. Тем не менее, общими усилиями мы должны обеспечивать ликвидацию убыточности и дальнейший рост прибыли, что является залогом укрепления финансово-экономического потенциала городского сообщества, его социальной стабильности.
Важнейшим индикатором экономического развития Ростова-на-Дону в 2007 году стала положительная динамика инвестиционных процессов. Их особенностью является обусловленность, прежде всего частными вложениями в рыночные сегменты экономики: торговлю, бытовое обслуживание, связь, строительство. Общий объем инвестиций значительно увеличился и составил более 40 млрд. рублей, или 110% в сопоставимой оценке к 2006 году. На 25% вырос объем строительно-монтажных работ. Ввод жилья увеличился по сравнению с 2006 годом на 21% и достиг рекордно высокого для Ростова-на-Дону значения - 859 тыс. кв. м. На сегодняшний день - это исторический максимум для города, и мы становимся всё ближе к заветному миллиону квадратных метров жилья ежегодно.
Мы добились прорыва в бюджетном строительстве. Более 2-х  миллиардов рублей было выделено на строительство и реконструкцию жилья, социальных объектов, объектов инженерной инфраструктуры. Мы высокими темпами расселяем сегодня ветхое и аварийное жилье. В период до 2010 года предусматривается ликвидировать аварийные жилые помещения, в которых проживают 1000 семей. Нами намечено ежегодно улучшать жилищные условия не менее чем 250 семьям, проживающим в аварийном фонде, ориентировочная стоимость программы в расчете на год 260 млн. рублей. Впрочем, об этом подробнее расскажет Вадим Александрович Хобта, чье выступление также запланировано на сегодня.
Оборот розничной торговли превысил 160 млрд. руб., что опережает показатели большинства городов-миллионников, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на душу населения.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за ноябрь 2007 года  по полному кругу предприятий города составила 15,2 тыс. руб. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года, как уже говорилось, составил 126%.
По сравнению с прошлым годом опережающие темпы роста имеет среднемесячная заработная плата одного работающего на малых предприятиях. Её реальный рост к соответствующему периоду прошлого года составил 135%, что гораздо выше аналогичного показателя на крупных и средних предприятиях города.
В целях повышения уровня доходов и качества жизни населения была проведена индексация тарифных ставок и должностных окладов работников муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 12%,  и на 15% - работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы. Кроме того, хочу отметить, что с 1 февраля 2008 года произведено повышение заработной платы этой категории служащих на 14%. Также реализован план работы Городской межведомственной комиссии (ГМВК) на 2007 год по вопросу организации взаимодействия территориальных государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства.
Вместе с тем, по прежнему остаются предприятия, допускающие  низкий уровень оплаты труда:
ООО «СК «РотЯг» - руководитель Рохленко Сергей Яковлевич,
ООО «Донсельхозводстрой» - Перелыгин Андрей Иванович,
ОАО «Продмаш» - Караханов Леонид Викторович,
ООО «Транспортная компания «Ростов-авто» - Рубашкин Вячеслав Михайлович, ОАО «Стройизоляция» - Албул Денис Владимирович,
ООО «Фирма «Пласт»  -  Коган Евгений Михайлович
и др.). Городской межведомственной комиссией даны исчерпывающие  рекомендации работодателям по устранению выявленных нарушений трудового законодательства, развитию социального партнерства. Установлены сроки для принятия мер по увеличению начисленной заработной платы.  На 1200 предприятиях повысился размер заработной платы в 2007 году, в том числе с доведением его до норм, рекомендуемых трехсторонним соглашением - 613.
Несколько слов о жилищно-коммунальном и энергетическом комплексе.  
В отчетном году активно продолжалось реформирование и развитие комплекса жилищно-коммунального хозяйства, систем инженерно-энергетического обеспечения города.
Важнейшим событием для всех нас стало принятие Президентом Российской Федерации Путиным В.В. решения о создании государственной системы софинансирования жилищных расходов – фонда реформирования ЖКХ. Несомненно, именно такое решение в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости и ответственности государства и собственников за состояние жилья. Уже сейчас мы видим, что собственники жилья готовы идти на предложенные государством условия. При этом долевое участие собственников в финансировании ремонта позволяет с одной стороны повысить их ответственность в вопросах текущего содержания жилья, с другой стороны позволяет собственникам осуществлять прямой контроль качества выполняемых работ, избежать различного рода злоупотреблений.
В настоящее время Администрацией города при поддержке Администрации Ростовской области подготовлены пакеты документов, необходимые для открытия финансирования уже в 2008 году. В последние годы мы увеличиваем объемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов более чем в полтора раза, а в 2008 году, с учетом федеральных средств город впервые преодолеет рубеж в 1 млрд. рублей, потраченный на капитальный ремонт домов наших горожан.
Подготовка к отопительному сезону 2007-2008 годов и пуск тепла в этом году прошли организованно и оперативно. Работы по подключению к источникам теплоснабжения жилищного фонда были завершены уже к 25 октября. Свидетельством результативной работы коммунальщиков является и тот факт, что количество обращений граждан по вопросам пуска тепловой энергии в октябре-ноябре 2006 и 2007 года уменьшилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2000-2005 годов.
Становится все более актуальным вопрос оплаты населением тепловой энергии по фактическому потреблению, вместо оплаты по нормативам. Нами планируется уже со следующего отопительного сезона обеспечить 100-процентную оснащенность жилых домов приборами учета тепловой энергии.
Среди достижений города в вопросах благоустройства и создания комфортной среды проживания жителей в текущем году можно выделить такие, как:
 завершение строительства парка «Дружба» в Северном жилом районе;
  восстановление и реконструкция городской набережной реки Дон, в том числе установка ограждения набережной из литого чугуна;
 масштабное благоустройство Покровского сквера;
  капитальный ремонт двух подземных переходов на пересечении ул. Большой Садовой с Ворошиловским проспектом  и Театральным проспектом;
  обустройство газонов на площади более 220 тысяч квадратных метров;
  высадка около 1 миллиона 300 тысяч цветов-летников.
Темпы работ по благоустройству и озеленению планируется ежегодно увеличивать.
В 2007 году, после проведения предусмотренной законодательством процедуры публичных слушаний, решением Ростовской-на-Дону городской Думы (от 24 апреля 2007 года № 251) принят Генеральный план города Ростова-на-Дону на расчетный период до 2025 года. Данный документ создал основу для дальнейшей градостроительной деятельности, позволил четко сформулировать перспективы развития города и обозначил вопросы, последовательное решение которых необходимо начинать уже сейчас.
В 2007 году завершена разработка Правил землепользования и застройки и местных нормативов градостроительного проектирования, утверждение которых мы планируем провести не позднее второго квартала 2008 года.
В отчетном году за счет средств бюджета и по заказу МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" начата разработка проектов планировки и межевания центральной части города, окончание работ запланировано на апрель 2008 года. Завершены работы по разработке проектов планировки и межевания территории севернее Ростовского моря. В 2008 году планируется реализовать 5 пилотных проектов с применением нового для российского законодательства механизма развития застроенных территорий, предусмотренного Градостроительным Кодексом РФ.
Администрацией города поручено МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" в 2008-2009 годах создать и обеспечить функционирование общегородской Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Работы в данном направлении ведутся уже сегодня.

С учетом приоритетов, определенных бюджетным посланием Президента РФ на 2008-2010 годы, безальтернативной перспективой развития управления в городе Ростове-на-Дону является увеличение горизонта планирования до 3 лет и внедрение системы мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов. В этой связи в отчетном году нами была предложена, а депутатами городской думы принята Программа социально-экономического развития города на три года – с 2007 по 2009, а затем был принят бюджет города на период 2008-2010 годы,  направленный на реализацию приоритетов муниципальной политики, на повышение уровня и качества жизни населения города, выполнение социальных обязательств муниципалитета, обеспечение устойчивого экономического роста, при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов и наращивании налогового потенциала.
На февральское заседание городской Думы нами уже подготовлен проект Программы социально-экономического развития города на 2008-2011 годы. Мероприятия программы включают:
Строительство детских садов в микрорайонах Темерник, Левенцовский, в переулке Днепровском, на улицах  Каяни,  Сиверса, Гайдара, в жилой застройке «Декоратиные культуры», в других районах всего на 1430 мест;
Строительство общеобразовательных школ на 3250 мест, детской школы искусств в поселке Александровка, детской музыкальной школы по улице Вятской, концертного зала в школе им. Глинки;
Строительство больницы в пер. Днепровском, поликлиник в микрорайонах Темерник, Левенцовский, «Декоратиные культуры», поликлиники № 8 по пер. Верхоянскому в Ленинском районе, реконструкцию БСМП-2, горбольницы № 20, областной больницы № 2.
Значительное внимание уделено строительству и реконструкции объектов физкультуры и спорта. Это и реконструкция стадиона «Труд», спорткомплексов «Локомотив», «Дон» (на Гребном канале), строительство спорткомплекса в Северном жилом районе и физкультурно-оздоровительных комплексов на улицах 26 июня и Брестской, строительство плавательных бассейнов на Западном, в Александровке, в Первомайском районе, строительство ледового катка по пер. Халтуринскому и ряд других объектов.
Сегодня город имеет детально проработанную стратегию развития систем инженерного обеспечения. Это база, без которой развивать город невозможно, как невозможно построить дом без фундамента. Существенно увеличены объемы строительства и реконструкции инженерных коммуникаций.
Граждане Ростова ждут, и не просто ждут, а требуют от власти решительных шагов по обновлению облика города.
Современные остановочные павильоны, малые архитектурные формы и фонтаны, стильные скамейки и опрятные урны, цветочные вазы и подсветка зданий - здесь нет мелочей. Но острейшую реакцию ростовчан вызывает дефицит зелени. Вот почему мы из года в год наращиваем объемы финансирования на эти цели. Нами заложены средства на обустройство Димитриевского парка, парков в районе балки Рябинина и поселке Александровка.
Сохранение культурного наследия - это солидарная ответственность власти, профессионального сообщества и ростовчан. Нами намечена реконструкция здания детской художественной галереи по пр. Чехова, 60, являющегося объектом культурного наследия; капитальный ремонт городских  мемориальных комплексов и памятников.
Существующая на сегодня дорожно-транспортная  сеть не соответствует ни потребностям растущей экономики, ни потребностям населения. Путем реконструкции нужно выжать максимум из существующих дорог для увеличения их пропускной способности. "Пробки" на дорогах стали реальным тормозом повышения качества жизни. И тормозом экономического развития, ибо формулу "время - деньги" никто не отменял.
На строительство и реконструкцию объектов дорожно-мостового хозяйства в 2008 году будет направлено почти 2 млрд. рублей, их которых самым масштабным является мостовой переход в створе ул. Сиверса. Также работы будут вестись на улицах: Социалистическая, Московская, Нансена, Текучева, Ленина, Вятская и других. В рамках нашего совещания нет возможности перечислить все объекты.
Рост качества жизни несовместим с тревогой людей о своей личной безопасности.   Администрацией города активно реализуется Городская целевая программа развития спасательных сил города на базе Поисково-спасательной службы муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону». В рамках этой программы в 2007 году спасательная служба переведена на штатный режим в составе двух Поисково-спасательных отрядов с 2-х местным базированием, что позволило сократить время прибытия спасателей к месту чрезвычайной ситуации на 25%, увеличить на 30% исполнение заявок населения и организаций на ликвидацию предпосылок к чрезвычайным ситуациям.
        Благодаря профессионализму и оперативным действиям спасателей,  специалистов Единой дежурной диспетчерской службы в 2007 году в городе было ликвидировано 11 случаев разлива ртути и нефтепродуктов, оказана помощь пострадавшим в 155 ДТП, спасены жизни более 270 человек.
       На 2008 год запланированы мероприятия по дальнейшему техническому оснащению Поисково-спасательной службы, работы по подготовке базы для создания в городе спасательного центра.
Что касается бюджетных расходов, то во главу угла мы ставим целевой характер планирования, адресность и эффективность. Богат тот, кто не позволяет себе быть расточительным. Всего один пример: реформирование системы муниципального заказа привело к экономии  в прошлом году 934 млн. рублей бюджетных средств.
Формирование трехлетнего бюджета позволит обеспечить преемственность и предсказуемость финансовой политики, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов и эффективность использования бюджетных средств. При этом появится возможность заключения трехлетних муниципальных контрактов, а также заблаговременной подготовки процедур торгов.
Нельзя забывать о том, что доходные источники от использования муниципального имущества (земли и недвижимого фонда) имеют выраженную тенденцию к сокращению, поскольку мы можем сохранить за собой такого имущества не более, чем требуется для исполнения муниципальных полномочий. В этой связи на передний план выходят налоговые доходные источники. Если в 2007 году доля налогов в собственных доходах составляла 58%, то в 2008 году уже 71%.
С целью повышения эффективности финансов нам предстоит разработать Программу увеличения доходной базы на 3 года, включающую в себя  мероприятия по увеличению основных доходных источников бюджета городского округа:
1)  по налогу на доходы физических лиц – мероприятия по дальнейшему выводу заработной платы из тени;
2)  по земельному налогу – обеспечение собираемости налога в полном объеме (доведение до 100% кадастрового учета земельных участков, находящихся в собственности, скоординированность действий с налоговыми органами). Принципиальным новшеством является налогообложение земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Нами приложены большие усилия и затрачены определённые средства на то, чтобы эти объекты не выпадали из-под налогообложения. Проведено межевание земли, рассчитаны доли собственников. Теперь слово за налоговыми органами.
3)  по налогу на имущество физических лиц – сплошная инвентаризация объектов недвижимости;
4)  по единому налогу на вмененный доход – развитие видов предпринимательской деятельности,  облагаемой ЕНВД;
С 2008 года к налоговым доходным источникам города также отнесены отчисления от налога на имущество организаций и транспортный налог. Здесь тоже необходима большая работа с целью стопроцентной мобилизации средств в местный бюджет.
Принимая решения о размерах налоговых платежей – в рамках нашей компетенции – мы постоянно исходим из того, что их величина должна быть обоюдно приемлемой, как из интересов бюджета, так и возможностей налогоплательщиков. У нас не было и не будет налогов, которые приведут к сворачиванию того или иного вида бизнеса. Хотя, дебаты  в депутатских комиссиях бывают очень острыми. Хочу еще раз напомнить: понимая заинтересованность предпринимателей к сокращению затрат, в том числе и по налогам, мы не можем забывать о городских нуждах – на ремонт школ и больниц, на благоустройство территории и летний отдых детей, и еще на многое другое. Основой для наших предложений и решений был и будет финансово – экономический анализ, обоснованные и подтвержденные расчеты. Кстати, такой же подход у нас и в тарифообразовании по жилищно-коммунальному хозяйству и городскому транспорту.

Незачем скрывать тот факт, что вопрос обоснованности платежной нагрузки по земельному налогу был и остается самым острым среди других. Сегодня доля этого налога в доходной части городского бюджета растет и по плану  2008 года составляет 13%.
Длительное время мы адаптировались к утвержденной в 2002 году кадастровой оценке земель, применяемой в качестве налогооблагаемой базы, и рассчитывали на обоснованную ее переоценку. Однако, сегодняшняя оценка, применяемая с 1 января текущего года, не снимает огромного количества проблем, связанных с определением обоснованных налоговых ставок.
В целом, по всем видам разрешенного использования  произошло значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков, кроме земель под домами многоэтажной застройки и гаражами. Это приведет к уменьшению налоговой нагрузки на соответствующие категории плательщиков и, безусловно, должно уменьшить поток жалоб со стороны владельцев гаражей, хотя мы остаемся при своем мнении о том, что и прежде нагрузка не была критической. Однако, проблема в другом. Наиболее значительный рост кадастровой стоимости, а значит, и нагрузки,  произошел под домами индивидуального жилищного строительства, землями садоводческих объединений, объектами торговли, общепита,  бытового обслуживания и землями промышленности.
В результате,  по видам разрешенного использования наблюдается очень значительная дифференциация кадастровой стоимости, что, очевидно, не отражает реальных рыночных условий (цен на недвижимость). Так, кадастровая стоимость под частными домовладениями находится в границах от 4 руб. до 8830 руб.  – дифференциация в 1891 раз; под гаражами от 73 до 8293 рублей – дифференциация в 114 раз; под объектами торговли, общепита и бытового обслуживания от 72 до 87166 рублей – дифференциация в 1202 раза; под промышленными объектами от 202 до 24958 – дифференциация в 123 раза.
Разумеется, мы не оставим ситуацию без внимания. Мы уже приступили к проработке предложений о пересмотре установленных ставок земельного налога, которые принимались в 2007 году на текущий год, когда никто не мог сколько-нибудь точно сказать, будет ли переоценка кадастровой стоимости и какой будет новая стоимость городских земель.  Открытость и гласность нашего нормотворчества сохраняется, как сохраняется и принципиальный подход с бережным отношением к бизнесу, как крупному, так и малому.
Уходящий год был ознаменован важными общественно-политическими событиями. Благодаря добросовестной и напряженной работе всего городского сообщества у нас были успешно проведены заседание Госсовета в июне и выборы в Государственную Думу в декабре.
В 2007 году экономический потенциал города в очередной раз был отмечен на 6-ом Всероссийском конкурсе «Золотой рубль», который проводится «Национальной корпорацией экономического развития» под патронатом Президента России и Госдумы Российской Федерации и пропагандирует лучший опыт в области экономики, достигнутый регионами, городами и предприятиями России.  
Ростов-на-Дону признан победителем в номинации «Лучший город РФ по экономическим показателям развития».
Кроме того, Администрация города приняла участие в «Рейтинге прозрачности 2007», проводимом аналитической группой проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». Исследование было посвящено проблеме прозрачности и эффективности закупок крупнейших государственных и корпоративных структур и влиянию коррупции на состояние национального рынка закупок.
По результатам проведенного рейтинга в сфере размещения заказов на закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, город Ростов-на-Дону в числе 5 российских городов получил высокую оценку и был награжден специальным Сертификатом «Гарантированная прозрачность». Наша задача – сохранить доброе имя, чему, безусловно, должно способствовать начавшееся внедрение Информационная система управления муниципальными закупками «АЦК – Муниципальный заказ «Ростов-на-Дону».
Завершая выступление, хочется отметить, что в Ростове-на-Дону давно и прочно сформировалась, заложенная в основу Стратегического плана развития нашего города, практика конструктивного сотрудничества бизнеса и власти, понимание и толерантное отношение друг к другу всех социальных групп населения. Хотелось бы, чтобы эта добрая традиция крепла, чтобы наш город все больше становился успешным городом успешных людей. Я не сомневаюсь: мы едины в стремлении видеть Ростов ухоженным, комфортным, безопасным, открытым миру, открытым новым идеям, инициативам, прогрессу. И, конечно, городом, доброжелательным ко всем своим жителям.
.

Назад