Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAA
Цветовая схема:AAA
В «Интерфакс-Юг» состоялась пресс-конференция, посвященная изменениям в ритуально-похоронном обслуживании ростовчан

Как сообщил заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Дмитрий Белин, федеральное законодательство не менялось с 1996 года, так что сфера ритуальных услуг регламентировалась на муниципальном уровне, по сути, устаревшими законами. Дополнения в решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 года № 148 вносились неоднократно, однако они не содержали изменений в непосредственной организации ритуального обслуживания.

 Решения, принятые органами ФАС Российской Федерации в 2009 году, и УФАС по Ростовской области в ноябре 2010 года, выявили в существующей системе организации ритуально-похоронного обслуживания населения ряд нарушений антимонопольного законодательства. Они, по словам Дмитрия Белина, выразились в наличии у существовавшего много лет Муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг (МУПСКУ) контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления.           Администрации Ростова-на-Дону были направлены предписания об устранении указанных нарушений.

Следует учесть, что статус МУПСКУ как специализированной службы, созданной с целью оказания гражданам города гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, включающего в себя полномочия органа местного самоуправления.

Следовательно, специализированная служба по вопросам похоронного дела, наделенная административно-властными полномочиями и имеющая в ведении территории общественных кладбищ с правом осуществления всего комплекса ритуальных услуг, конечно же, имеет преимущественные права по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг. И это, естественно, ограничивает право граждан на выбор организации, оказывающей ритуальные услуги. Данное обстоятельство означает, что иные хозяйствующие субъекты, действующие на рынке оказания ритуальных услуг, имеют ограниченные возможности самостоятельно оказывать полный перечень ритуальных услуг, что снижает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, ущемляет их экономические интересы и не может положительно сказываться на качестве.

Дмитрий Белин также подчеркнул, что  в соответствии со ст. 18 ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, определяющих порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (т.е. передаваться на условиях аренды или в хозяйственное ведение), так как иначе это отменит государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке ритуальных услуг, Ростовская-на-Дону городская Дума на очередном заседании приняла «Положение об оказании ритуальных услуг  и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону».

Внесенные изменения основаны на требованиях к услугам по организации и проведению похорон, включающих создание, учет и инвентаризацию мест захоронения, а также к похоронным этике и этикету в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54611-2011 «Услуги по организации и проведению похорон», Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги ритуальные».

Данные стандарты обязательны для исполнения юридическими лицами, оказывающими ритуальные услуги, независимо от их организационно-правовой формы.

Что же предусматривают внесенные изменения?

Во-первых, разделение функций по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ за счет средств бюджетов и полномочий специализированной службы, реализующей государственные гарантии в сфере похоронных услуг за счет бюджетных средств. При этом выполнение работ и услуг по содержанию и благоустройству кладбищ следует отделять от оказания услуг, связанных с погребением на территории соответствующего кладбища.

Работы по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений на сегодняшний день необходимо осуществлять в соответствии с ФЗ от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбищ в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой.

Во-вторых, постановлением Мэра города Ростова-на-Дону № 453  создано муниципальное казенное учреждение «Служба городских кладбищ». В его обязанности, в частности, входит: предоставление гражданам гарантированных бесплатных мест на кладбище; согласование условий на проведение различных работ на муниципальных кладбищах для хозяйствующих субъектов различных форм собственности; организация работы всех соответствующих направлений деятельности ритуально-похоронного обслуживания в городе; выполнение функций органов местного самоуправления в сфере ритуально-похоронного обслуживания и содержания мест захоронения в Ростове-на-Дону;  предоставление муниципальных услуг в сфере похоронного дела физическим лицам и организациям города; формирование и сохранность архивного фонда, а также документов по захоронениям и кремациям; инвентаризация мест захоронений.

- Особенно хочу обратить внимание на тот факт, что МКУ «Служба городских кладбищ» не оказывает платных (конкурентных) услуг населению, - подчеркнул Дмитрий Белин. - Следовательно, создание данного муниципального органа обеспечивает прозрачность в принятии решений по многим вопросам. Таким, например, как бесплатное выделение мест захоронений, оказание услуг по погребению в соответствии с ценами, утвержденными Администрацией города, а также наличие механизма контроля качества ритуальных услуг.

  Вместе с тем, к числу основных задач МКУ «Служба городских кладбищ» относится создание и сохранность архивного фонда по захоронениям и кремациям.

Несомненно, самым сложным и важным при формировании новой структуры по организации ритуально-похоронного обслуживания является то, что в течение определенного времени необходима перестройка работы похоронных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной сфере.

Похоронные организации, независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по погребению, производят работы при наличии разрешения, выданного МКУ «Служба городских кладбищ». Эта мера продиктована реалиями жизни. Как отметил заместитель директора МКУ «СГК» Игорь Усиков, задача муниципальной службы – в первую очередь, обеспечить процедуру погребения. Далее, когда, например, речь зайдет об установке памятника,  родственники усопшего вправе обратиться в любую организацию, осуществляющую этот вид деятельности. Но коль скоро речь идет об оборудовании, проезде спецтехники к месту захоронения и т.д., возникает необходимость согласовать свои действия с МКУ «СГК».  То есть все работы могут производиться только  при наличии соответствующего разрешения. Это нормальная практика. Соседние захоронения ни в коем случае не должны пострадать от того, что придется, допустим, производить установку памятника с помощью автокрана. Поэтому все должно быть с инженерно-технической точки зрения четко выверено. К сожалению, в прежние годы имела место практика, когда автокранами повреждались не только оградки, но и другие памятники. Каково это обнаружить близким усопшего, трудно даже себе представить…

Кроме того, намеченная инвентаризация (она, кстати, еще ни разу не проводилась), позволит определить количество свободных мест и участков, а в дальнейшем предоставлять их гражданам с тем расчетом, чтобы они находились поближе к местам, где уже похоронены родственники. Прозрачность процедуры выделения земельного участка – это аксиома.

Более четким станет и порядок родственных захоронений. Для этого нужно представить соответствующие документы. По словам директора МКУ «СГК» Ивана Запорощенко, в прошлом имели место факты, когда приходилось чуть ли не распиливать дорожки из-за конфликтов родственников. Документы о близком родстве эту практику должны исключить.

Иван Запорощенко также отметил, что сейчас на Северном кладбище работают около 10 компаний, специализирующихся на оказании похоронных услуг. Есть выбор, снижаются цены. Не исключено, что таких компаний станет больше. Что касается ажиотажа и жалоб, то, по мнению директора МКУ «СГК», все это сейчас исходит как раз от тех лиц, которые не хотят отдавать свое монопольное право другим, лишая тем самым граждан права выбора. Кстати, понятие «ритуальный агент» уже приобрело вполне реальные очертания. Организованный учет таких агентов – норма жизни и закона, как и процедура получения полномочий такими агентами.

Ответив на вопросы журналистов и подводя итоги пресс-конференции, заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Дмитрий Белин еще раз подчеркнул: все нововведения в ритуально-похоронном обслуживании направлены на демонополизацию рынка, улучшение качества предоставления услуг. Кстати, расписание работы МКУ «Служба городских кладбищ» уже претерпело изменения – несмотря на реорганизацию, здесь работают без выходных.

 

 


Назад