Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAA
Цветовая схема:AAA
Утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики Ростова-на-Дону на 2004 год.
Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону на 2004 год подготовлены в соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 32 Областного закона "О внесении изменений и дополнений в Областной закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ростовской области", а также постановления Администрации Ростовской области от 23.09.2003 г. № 443 "Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2004 год".
Разработка бюджетной и налоговой политики города осуществлена с учетом стратегических установок Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году" и на основе концептуальных и методических подходов к формированию бюджета города на 2004 год согласно постановлению Мэра города Ростова-на-Дону от 22.05.2003 г. № 1000.

Главные итоги бюджетной политики 2002 и 2003 годов
Результаты исполнения бюджета города свидетельствуют о выполнении основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ростова-на-Дону в 2002 году. Закреплены положительные тенденции в экономике, достигнутые в прошлые годы, увеличены на этой основе бюджетные доходы, улучшено обеспечение населения максимально возможным и качественным набором бюджетных услуг.
Доходы и расходы бюджета города в сопоставимых ценах приросли по сравнению с прошлым годом более чем на 31 процент. Муниципальный долг города значительно ниже установленных законодательством предельных норм. Среднедушевой бюджетный доход составил 3,6 тыс. рублей и увеличился на четверть. В 2003 году данный показатель увеличился и достиг уровня 5,0 тыс. рублей.
Основными доходными источниками бюджета, как и прежде, являлись собственные доходы. Их объем составил три четверти бюджета города. Недоимка в бюджет города снижена почти на половину (46,8 процентов).
Бюджетная политика в области расходов была направлена на финансовое обеспечение в решении социальных и экономических задач города. Полностью выполнены обязательства по основным социально значимым статьям расходов на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение. Выполнены обязательства по перечислению взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Решена одна из основных задач бюджета 2002 года - значительно повышена оплата труда работникам бюджетной сферы, своевременно произведены ее выплаты. В IV квартале текущего года осуществлен ее рост еще на треть.
Приняты меры по погашению ранее накопленных долгов перед населением. За три прошедшие года город не имел задолженности по детским пособиям и выплате компенсации педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодической печати.
Город участвует в эксперименте по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов.
Значительные ассигнования направлены на цели развития бюджетной сферы и поддержку деловой активности. В их числе: капитальный ремонт и строительство, приобретение оборудования для нужд бюджетных учреждений. Расходы бюджета города увеличились к уровню 2001 года в 1,5 раза.
В рамках системы межбюджетных отношений, урегулированных отдельным Областным законом, закреплены за органами местного самоуправления города и реализованы полномочия по формированию бюджетных доходов и осуществлению расходов бюджета. Финансовая помощь областного бюджета городу осуществлялась на основе законодательно утвержденной Методики определения межбюджетных отношений в Ростовской области.
Приняты меры по дальнейшему повышению эффективности бюджетного процесса и управления финансами города. Разработан и принят ряд нормативных актов Администрации города, в том числе: положение о порядке открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов бюджета города; положение об основах исполнения бюджета города; положение о порядке разработки перспективного финансового плана города и другие нормативные акты, совершенствующие процедуру формирования и исполнения бюджета.
Осуществляется перевод бюджета города на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства.

Основные задачи бюджетной политики на 2004 год и среднесрочную перспективу
Устойчивый   рост   экономики   и  благосостояния   населения   города являются     приоритетными     задачами бюджетной     политики     и     будут способствовать    повышению    качества  и    доступности    предоставляемых бюджетных услуг населению.
Проведение налоговых и институциональных реформ должно обеспечиваться одновременными широкими экономическими и бюджетными преобразованиями. Это - дальнейшее развитие налогового потенциала города на основе экономического роста, мобилизация собственных доходов с принятием мер по собираемости налогов и вовлечению недоимки в бюджет. Актуально повышение эффективности использования муниципального имущества.
Очевидно, что принятие этих мер не даст в краткосрочной перспективе значительного роста доходов. Следовательно, избежать в ближайшие годы дефицита ресурсов возможно только при сдерживании роста расходов, а по целому ряду направлений - их снижении. В числе мер по экономии средств предусматривается оптимизация сети учреждений, расходов на содержание аппарата управления, совершенствование конкурсного механизма закупок для муниципальных нужд, обеспечение учета и экономии муниципальными учреждениями расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг.
При этом необходимо обеспечить концентрацию средств на социально значимых полномочиях органов местного самоуправления, определении приоритетов программно-целевых расходов, кардинальном повышении эффективности расходов; продолжить работу по повышению эффективности бюджетной политики в целом. Она должна быть нацелена на перспективу. Исходить из четкого понимания приоритетов в расходах и возможностей бюджета города, в том числе на основе перспективного финансового планирования.
Бюджетный процесс, как и прежде, будет ориентирован на сбалансированность текущих бюджетных обязательств с доходными источниками с привлечением в необходимых случаях кредитных ресурсов для покрытия кассовых разрывов бюджета, своевременное и качественное принятие и исполнение бюджета. Предстоит дальнейшее совершенствование прогноза социально-экономического развития города, включая прогноз по каждому из основных показателей налогооблагаемой базы.
Будет продолжена работа по совершенствованию бюджетных технологий. Предполагается консолидация в бюджет средств учреждений от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, совершенствование бухгалтерского учета расходов бюджета города, завершение перевода бюджета города на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства.

Основные направления налоговой политики
Начиная с 2000 года, в стране осуществляется программа мер по реформе налоговой системы, которая рассчитана на период до 2005 года. За прошедшие три года значительная часть мер уже реализована. В частности, упразднены "Оборотные" налоги, а также ряд других неэффективных налогов, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы. Снижены налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, на прибыль организаций. Следствием этих мер стала легализация многими налогоплательщиками своих доходов.
К числу основных мер по изменению налогового законодательства в предстоящем году следует отнести внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие отмену налога с продаж, а также целевого сбора с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Данные изменения в источниках формирования налоговых доходов приведут к сокращению налоговой базы бюджета города.
В 2004 году предусматривается также коренное изменение системы имущественного налогообложения. Эти налоги станут существенным источником доходов бюджета города, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Налог на имущество организаций, как и прежде, предполагается установить в качестве регионального налога, со сроком действия до введения налога на недвижимость.
Изменения в источниках формирования доходов бюджета города определяют одну из основных задач предстоящего года. Это мобилизация собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала города, с одновременным применением всех возможных методов повышения собираемости налогов и обязательного вовлечения недоимки в формирование налогового и неналогового ресурсов.

Основные направления в области бюджетных расходов
Последние годы характеризуются активным наращиванием объема расходных полномочий бюджета города. Темп роста расходов бюджета города за последние три года составил 149,8 процентов и обеспечен за счет наращивания собственных доходов, финансовой помощи и других перечислений из областного бюджета.
В условиях ограниченных возможностей по наращиванию доходной базы бюджета города будут сохранены приоритеты в финансировании социально-культурных учреждений. При этом, в полном объеме на основе законодательно установленных нормативов будут обеспечены источниками финансирования текущие расходы этих организаций.
Учитывая, что на содержание социально-культурных учреждений города направляется около 64,2 процентов всех доходов бюджета, особое внимание будет уделено проведению инвентаризации и оптимизации бюджетной сети, состояния основных фондов, необходимости сохранения бюджетного финансирования. Одновременно, крайне сдержанно будет проводиться политика по открытию новых учреждений, расширению бюджетной сети.
В 2004 году предполагается значительное увеличение объема средств, направляемых на финансирование мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, его оздоровлению. В их числе оснащение отрасли коммунальной техникой, в том числе специализированной техникой по санитарной очистке города, приборами учета энергоресурсов в муниципальном жилищном фонде, реконструкция и модернизация теплоисточников.
Планируется продолжить работу по капитальному ремонту, оснащению оборудованием и транспортом учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта. Приоритетным остается выделение средств на приведение в надлежащее состояние аварийных школ города. Будет продолжена закупка и оснащение школ компьютерной техникой.
Будет продолжено финансирование мер по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, а также таких его категорий как инвалиды, ветераны, дети-сироты, многодетные семьи.
Формирование объемов расходных полномочий бюджета на основе нормативного подхода сохраняется и на предстоящий финансовый год. Вместе с тем, стоит задача оптимального приближения рассчитанных объемов расходов к реальной потребности бюджета путем уточнения нормативов финансирования расходов в основных отраслях бюджетной сферы на основе анализа фактических расходов бюджета в предшествующих годах.
Задачей в области расходов бюджета города следует считать ресурсосбережение, вовлечение в использование по текущему финансированию остатков материальных запасов, расходование энергоресурсов в строгом соответствии с установленными лимитами. Систему муниципальных закупок на основе конкурсного отбора поставщиков и подрядчиков, строго соответствующего законодательству, необходимо сделать основой финансирования материальных затрат.
Требуется повысить ответственность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств за обоснованность и эффективность расходов, соблюдение принципов казначейского исполнения бюджета, недопущение несанкционированных обязательств, приводящих к субсидиарной ответственности казны. Предметом служебных разбирательств, применения мер административной ответственности к должностным лицам в предусмотренных законом случаях, должны стать факты нецелевого использования бюджетных средств.
В связи с тем, что программно-целевые расходы не должны подменять текущее финансирование учреждений социально-культурной сферы, перечень их будет ограничен с учетом действительных приоритетов в развитии конкретной отрасли. При этом будут учтены результаты опросов населения города.

Межбюджетные отношения
В соответствии с областными законами о межбюджетных отношениях на 2003 год сохраняются основные подходы по разграничению бюджетных
доходов и расходных полномочий города, определению финансовой помощи областного бюджета. Финансовая помощь бюджету города будет состоять из следующих частей: текущей, инвестиционной и стимулирующей.
Текущая финансовая помощь, как и прежде, будет предоставляться из областного Фонда компенсаций для финансового обеспечения установленных федеральными актами льгот и компенсаций.
Инвестиционная финансовая помощь городу будет выделяться из областного Фонда муниципального развития для осуществления работ капитального характера, в том числе капитального ремонта учреждений бюджетной сферы и приобретения для них оборудования.
В целях стимулирования социально значимых расходов бюджета города из областного Фонда финансирования социальных расходов будут выделяться средства на приобретение приборов учета энергоресурсов в муниципальном жилищном фонде, на ремонт зон энергоэффективности, модернизацию и реконструкцию коммунальной теплоэнергетики.
Будет продолжена работа по разграничению расходных и доходных полномочий. На уровень областного бюджета с 2004 года передаются расходные полномочия на обязательное медицинское страхование неработающего населения, содержание учреждений интернатного типа, а также обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях. В соответствующих объемах скорректированы доходы бюджета города и бюджета Ростовской области.
Предстоит работа по развитию бюджетного процесса в условиях предстоящей реформы местного самоуправления. В целях обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств дальнейшее развитие получит созданная в городе система финансового контроля, включающая в себя предварительный и текущий финансовый контроль за счет исполнения бюджета в системе автоматизированного центра контроля по казначейским принципам через органы Федерального казначейства, а также последующий финансовый контроль, проводимый муниципальными органами власти за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса норм и правил бюджетного законодательства.
Ставится задача о завершении работ по адаптации программного продукта по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений: предстоит разработать программу формирования сводного бухгалтерского отчета по бюджету города.

Назад