Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAA
Цветовая схема:AAA
В Ростове будет создан рейтинг надежности управляющих компаний

Заместитель главы Администрации города по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев  провел в этой должности свою первую пресс-конференцию, рассказав ростовским журналистам о грядущих изменениях законодательства и реализуемой тарифной политике, а также об ужесточении мер в отношении неплательщиков и нерадивых управляющих компаний.     

Как сообщил Владимир Арцыбашев, сегодня на федеральном уровне рассматривается вопрос о введении института саморегулирующих организаций среди управляющих компаний. Это позволит создать систему профессиональной ответственности управляющих организаций, в том числе финансовых гарантий, и отсеять компании, которые не соответствуют необходимым параметрам.

- Судите сами: для того, чтобы лечить зубы, необходима лицензия, для того, чтобы перевозить людей тоже нужна лицензия, а для того, чтобы управлять домами не нужно ничего, - подчеркнул Владимир Арцыбашев. – По сути, этой деятельностью может заниматься любой желающий, не имеющий для этого элементарных знаний. Именно поэтому в данной сфере так много проходимцев.

По его оценке, сегодня в управляющих компаниях ощущается острая нехватка профессионалов. Сотрудники УК даже не всегда в состоянии в доступной форме разъяснить жителям информацию о данных, указанных в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, не говоря уже о более сложных вопросах. 

Правда, здесь зачастую виноваты сами жители, которые недостаточно ответственно подходят к выбору управляющих организаций.

- Буквально на днях у меня на приеме были жители Октябрьского района, которые жаловались на свою управляющую организацию, - рассказал заместитель мэра города. –  Выяснилось, что они самостоятельно отыскали эту компанию, причем нашли не в Ростове, а в Батайске и неизвестно за какие заслуги отдали ей предпочтение. По крайней мере, я никогда о такой организации не слышал.

К слову, сегодня подготовлен законопроект, предполагающий, что если управляющая компания задолжала ресурсоснабжающим организациям сумму равноценную объему двухмесячного платежа, то эту задолженность могут перевести на жильцов. Таким образом, власти собираются  повысить ответственность собственников и подтолкнуть их к более тщательному выбору управляющих организаций.

Ну а чтобы у ростовчан было четкое представление о возможностях каждой организации Владимир Арцыбашев намерен составить рейтинг всех управляющих компаний.

- Такой рейтинг позволит расставить по ранжиру все полторы сотни действующих в городе управляющих компаний и поможет собственникам понять, с кем стоит работать, а от чьих услуг следует отказаться, - сказал Владимир Арцыбашев. - Сегодня на региональном уровне проводится конкурс на лучшую управляющую компанию. Идея, конечно, хороша. Но ведь при этом не называются самые плохие компании, хотя о них было бы очень полезно знать собственникам жилья. Тем более, что, по моей оценке, из местных управляющих компаний нормальных не более 30. Остальные – это люди, которые случайно пришли в этот бизнес.

В этой связи показателен пример действовавшего на территории Кировского района ООО «Управляющая организация ЖКХ», которое умудрилось задолжать 228 млн. рублей теплоснабжающей организации «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго». При этом долг населения перед управляющей компанией, которая сегодня находится на стадии банкротства,  составляет всего 16 млн. рублей.

Вообще, по словам Владимира Арцыбашева, в последнее время исполнительная власть всерьез озабочена вопросом ответственности управляющих организаций. Только в Ростовской области в рамках расследуемых уголовных дел сегодня арестованы руководители управляющих компаний в Таганроге, в Батайске, а также в Новочеркасске, где до ресурсоснабжающей организации не дошло 600 млн. рублей.

- Я тщательно проанализировал ситуацию по Ростову-на-Дону и пришел к выводу, что на нашем рынке работает около десятка управляющих компаний, у которых долги перед ресурсоснабжающими организациями выше, чем задолженность населения перед ними, - отметил Владимир Арцыбашев. – И я собираюсь направить перечень этих компаний в правоохранительные органы, чтобы в отношении них были предприняты определенные меры.    

Важная роль в данном вопросе отводится отделу муниципального жилищного контроля, который начал работать с этого года в Ростове-на-Дону. Его сотрудники, занимающиеся проверками соблюдения жилищного законодательства со стороны управляющих организаций, вправе инициировать сходы граждан для выбора новой организации в случае, если нынешняя обманывает собственников. 

В тоже время довольно приличная задолженность скопилась за последние годы перед управляющими организациями и у самих ростовчан. На данный момент она составляет

порядка одного миллиарда рублей.

- В минувшем году собираемость платежей с населения за услуги ЖКХ составила 98,9%, - подчеркнул Владимир Арцыбашев. - Это почти 100%, но маленький недостающий процент в огромном городе складывается в большую сумму.

Законопроект, предполагающий ужесточение мер в отношении неплательщиков, будет

как раз на этой неделе обсуждаться в Министерстве регионально развития РФ. Согласно предлагаемым изменениям, размер пени за просроченную задолженность будет увеличен в два раза. В случае принятия закона у поставщика услуг также появится право продажи квартир особо злостных неплательщиков. Такая мера будет предусмотрена в случае, если сумма задолженности превысит 5% от рыночной стоимости квартиры.

- Как человек, который ранее руководил холдингом управляющих организаций, я очень часто сталкивался с должниками, многие из которых вполне обеспеченные люди, - сказал заместитель мэра города. – Поэтому я полностью поддерживаю предлагаемое ужесточение законодательства. Почему-то, когда человек приходит в магазин и покупает буханку хлеба, то он за нее непременно должен заплатить. В то же время  многие граждане, потребляя коммунальные услуги, не считают нужным за них платить. 

При этом малообеспеченные ростовчане и те, кто оказался в трудных ситуациях, надежно защищены государством благодаря действующей системе субсидирования. Только в прошлом году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг получили 189 тысяч ростовчан на общую сумму свыше 1,8 млрд. рублей.

Чтобы защитить жителей города от роста тарифов на коммунальные услуги, по решению городской Думы, на первое полугодие было выделено 267,7 млн. рублей для компенсации части платы за отопление и горячее водоснабжение. В прошлом году на эти цели было направлено 437,5 млн. рублей.

С начала этого года тарифы на услуги ЖКХ в Ростове не повышались. Если раньше они изменялись с каждого нового года, то сейчас законодатель передвинул традиционное подорожание коммунальных услуг на 1 июля.

Плата за холодное водоснабжение сегодня составляет 32,25 руб./м3, а за водоотведение - 21,71 руб./м3. За электричество ростовчане платят 3,23 руб./кВт час., а те, у кого в домах электроплиты – 2,26 руб./кВт час. Рост цен на газ, установленных Региональной службой по тарифам, с 1 июля 2012 года не превышает уровень, определенный Правительством РФ в размере 115% и составляет 4,35 руб./кг.

Региональный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр в Ростове-на-Дону в настоящее время составляет 103 рубля. При этом составляющая жилищных услуг в этой сумме – только около 19 рублей, а оставшаяся сумма – это стоимость коммунальных услуг. Таким образом, увеличение платежей в основном связано с повышением цен у ресурсоснабжающих организаций.

Говоря о тарифах на ремонт и содержание жилья, а также вывоз ТБО, которые устанавливает муниципалитет, Владимир Арцыбашев отметил, что рост цен на эти услуги заморожен в Ростове уже на протяжении пяти лет. К примеру, плата за ремонт и содержание жилья сегодня составляет немногим более 9 рублей с одного квадратного метра. Данные тарифы действуют только для муниципального жилищного фонда, однако большинство управляющих организаций ориентируются именно на них, хотя и имеют право самостоятельно определять стоимость услуг в зависимости от решения собственников.

Впрочем, несмотря на прозрачность тарифов, у жителей города возникает немало вопросов по поводу начисления коммунальных платежей. Одним из камней преткновения, по словам Владимира Арцыбашева, здесь является расчет оплаты общедомовых нужд.

При его определении берутся показания общедомового прибора учета и суммируются расходы по каждой квартире. Далее полученная сумма делится на общую площадь и выясняется, какой платеж следует доначислить на каждый квадратный метр той или иной квартиры.  

- Именно здесь зачастую начинаются противоречия, - отметил Владимир Арцыбашев. - Раньше эту сумму распределяли пропорционально потреблению, что, возможно, является и более справедливым. Ведь почему старушка проживающая в просторной квартире, должна платить больше, чем большая семья, проживающая в небольшом помещении и потребляющая значительно больше ресурсов.   

Существенная надбавка к потребленным услугам, а, следовательно, и к суммам, указанным в платежках, идет в связи потерей в сетях. Даже в новых сетях уровень таких потерь составляет 5-6%, а в старых он и вовсе достигает 15-20%.

К тому же сети многих домов, построенных в советские годы сегодня не в способны пропустить возросшие в наши дни объемы потребляемой электроэнергии. Достаточно сказать, что сейчас при проектировании энергосетей средняя мощность, закладываемая на каждую квартиру, в три раза выше, чем та, что рассчитывалась раньше. Выход в этой ситуации, по словам Владимира Арцыбашева только один: собственникам попросту необходимо провести капремонт и заменить сети.

Между тем, сегодня завершается действие Федерального закона №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в рамках которого государство принимало участие в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов. Так что вскоре эта обязанность ляжет на плечи самих собственников. Предполагается и поддержка из регионального и муниципального бюджета, но уже не в столь выгодном процентном соотношении, как было прежде.

В связи с этим, по словам Владимира Арцыбашева, сейчас разработан проект Федерального закона №271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в части проведения капитального ремонта. Он предполагает создание регионального фонда капитального ремонта, который будет пополняться за счет платежей самих собственников.

Ориентировочно, ростовчане будут ежемесячно платить около 6 рублей за один квадратный метр в месяц. Причем в подпитке фонда в обязательном порядке будут участвовать жильцы всех домов.

Впоследствии многоквартирные дома будут внесены в региональную программу капремонта, рассчитанную на 25 лет, так как именно этот срок является нормативным для проведения капитального ремонта. Очередь на капремонт распределится в зависимости от

года постройки дома. Таким образом, дома, сданные в эксплуатацию в год начала действия этого закона будут отремонтированы только 2039 году, а приоритет будет отдаваться ветхим домам дореволюционной постройки. Получается своеобразная система перекрестного субсидирования, когда жильцы новых домов будут оплачивать ремонт обветшалых зданий.

По словам Владимира Арцыбашева, в последнее время на проведение капитального ремонта в Ростове ежегодно тратилось примерно по миллиарду рублей, которые поступали из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, городского бюджета и от самих собственников жилья. Однако этих средств было явно недостаточно на миллионный город. С созданием регионального фонда капитального ремонта эту сумму планируется увеличить до полутора миллиардов.   

Предположительно, этот закон, у которого наверняка найдется немало противников, вступит в силу в следующем году.

 

 

 

 

 


Назад