Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAA
Цветовая схема:AAA
Участники круглого стола обсудили проблемы и перспективы развития центров детского технического творчества.
В начале 90-х годов отечественная система технического творчества и трудового обучения в школах сильно сдала свои позиции. Именно тогда начала распадаться бесчисленная сеть станций юных техников и кружков технического моделирования, которых сегодня несравнимо меньше, нежели их было в советские годы. Ситуация в Ростове не стала исключением. Достаточно сказать, что из шести учебно-производственных комбинатов, обеспечивающих старшеклассникам города начальную профессиональную трудовую подготовку, сегодня продолжает работать только один.
Причины этого, по словам методиста Методического центра образования Ростова-на-Дону Татьяны Тазапчиян, в общем-то, лежат на поверхности. Кроются они в падении престижа технических специальностей, отсутствии должного финансирования и, как следствие, современной материальной базы.
Впрочем, несмотря на все трудности, в донской столице удалось сохранить традиции внешкольного воспитания. Ярким тому примером служит Центр детского технического творчества, который сегодня объединяет 3 тысячи ростовских школьников. Как отметила директор Центра Ольга Кононогова, многие их воспитанники не лишены искры гениальности, подтверждением чему
служат многочисленные победы на выставках и конкурсах, как областного, так и всероссийского уровня, а также призовые места на олимпиадах по физике и математике.
Еще одной эффективной площадкой развития технического творчества детей в последние годы стало ростовское предприятие космического приборостроения «Квант», на базе которого действуют оборудованные всем необходимым модельные мастерские и инженерно-технический центр, клубы по астрономии и ракетомоделированию, выставочный павильон, тренажерные залы и даже аква-зал. Несколько лет назад здесь был открыт музей космонавтики, первую экскурсию по которому провел уроженец донского края, Герой России, летчик-космонавт Юрий Усачев. В его фондах хранятся образцы космической техники, личные вещи космонавтов, скафандры и костюмы, архивные документы, кино и фотоматериалы, макеты спутников и космических кораблей.
- Сегодня мы испытываем острый дефицит в специалистах в области космического приборостроения, говорит директор предприятия Дмитрий Мотин. – Зачастую сталкиваемся с тем, что на дорогостоящем оборудовании просто некому работать. Так что, этот учебный центр является своего рода кузницей будущих кадров для нашего предприятия.
Не хватает квалифицированных кадров и в самой системе внешкольного образования. По словам заведующего спортивно-техническим отделом Центра детского технического творчества Александра Дадыкина, уходящих на пенсию преподавателей сегодня зачастую некем заменить, так как молодые люди не стремятся идти на зарплату в 4-5 тысяч рублей.
- О проблемах с финансированием, которое осуществляется в нашей отрасли по остаточному принципу я вообще молчу, - говорит Александр Дадыкин. – Нам порой даже не хватает денег на оплату микроавтобуса, чтобы выехать на полигон для испытания моделей. Но даже несмотря на это ростовские авиамоделисты участвуют в международных соревнованиях и входят в состав юношеской сборной России.
Чтобы изменить ситуацию, по его мнению, сегодня необходимо принять действенную программу поддержки дополнительного образования на государственном уровне. Причем, прежде всего это необходимо самому государству. Ведь, возродив систему центров детского технического творчества, можно решить многие социальные проблемы, восполнив острый дефицит квалифицированных рабочих, инженеров и конструкторов, и, воспитав будущую техническую элиту.

Назад