Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAA
Цветовая схема:AAA
Департамент экономики города информирует о вступлении в силу с 1 января 2019 года изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей»

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон №250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»», устанавливающий специальное регулирование для деятельности агрегаторов информации о товарах (услугах).

Закон ввел в правовое поле нового субъекта права – владельца агрегатора информации о товарах (услугах).

Владелец агрегатора определяется как «организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 161 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Выражение «товарный агрегатор», или иначе «маркетплейс» (англ. marketplace – место торговли, рынок товаров) используется для обозначения электронной торговой площадки, на которой продавцы выставляют информацию о продаваемом товаре; покупатели, выбрав подходящий товар, заключают с продавцами договор купли-продажи (в электронной форме); осуществляется предварительная оплата товара и т.д. На сегодня наибольшую известность имеют такие маркетплейсы, как Ozon, Amazon, Alibaba, eBay.

Однако такие электронные площадки могут использоваться не только для торговли товарами, но и в иных направлениях коммерции (например, агрегаторы такси (Uber), поиск гостиниц (booking.com), сервисы подбора туров (travel.ru), поисковики авиабилетов (aviasales.ru), новостные агрегаторы и т.д.).

Для потребителей агрегатор является посредником в отношениях с продавцами (применительно к торговым агрегаторам (маркетплейсам), перевозчиками (применительно к агрегаторам такси), исполнителями (применительно к агрегаторам оказания услуг – поиску гостиниц, ресторанов, туров и т.п.).

В некоторых случаях правообладатель платформы может одновременно выступать в роли и продавца, и исполнителя – когда предлагает на своей электронной площадке собственные товары или услуги.

Закон не ограничился введением в законодательство определения понятия «владелец агрегатора»: он предусматривает включение в Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» ряда норм, устанавливающих специальные обязанности владельцев агрегаторов:

- владелец агрегатора обязан предоставить информацию о своем фирменном наименовании (наименовании) и месте нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также об изменениях в этой информации. Такие же сведения должны быть представлены владельцем агрегатора в отношении всех продавцов или исполнителей, зарегистрированных на его электронной площадке. Эта информация доводится до всеобщего сведения посредством размещения на веб-сайте платформы, причем к размещению информации о продавце или исполнителе приравнивается ссылка на веб-сайт продавца.

- владелец агрегатора обязан вносить изменения в информацию, предоставленную продавцом или исполнителем, в течение одного рабочего дня с момента ее поступления от продавца (исполнителя).

- на владельца агрегатора возложена обязанность предоставлять соответствующую информацию органам государственного надзора и их должностным лицам для осуществления возложенных на них полномочий.

- владелец агрегатора должен возвратить потребителю сумму предварительной оплаты товара (услуги), если потребителем заявлено такое требование и одновременно наличествуют два условия: (1) товар (услуга), оплаченный потребителем, не был передан ему в срок (услуга не оказана в срок); (2) потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.

За несоблюдение установленных обязанностей владелец агрегатора информации о товарах (услугах) несет гражданско-правовую и административную ответственность.





Управление по информационному сопровождению и взаимодействию со СМИ Администрации города Ростова-на-Дону 

@ Ушич Вячеслав Викторович, сотрудник управления, 

тел. (863) 240-83-08


Назад