Главная Городская власть Контрольно-счетная палата Информация о деятельности Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2019

Аудит эффективности использования бюджетных средств

Информация о результатах контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой города Ростова-на-Дону в IV квартале 2019 года

Контрольно-счетной палатой города завершено плановое контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2018 году и текущем периоде 2019 года на реализацию подпрограммы «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ростове-на-Дону на базе многофункциональных центров предоставления услуг»».

Целью контрольного мероприятия являлось определение эффективности использования муниципальных ресурсов, полученных МФЦ для реализации подпрограммы «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ростове-на-Дону на базе многофункциональных центров предоставления услуг» посредством:

-определения экономности использования бюджетных средств;

-определения результативности использования муниципальных ресурсов (достижения целей и задач по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг)

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.

1. В нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальными правовыми актами не утверждены административные регламенты предоставления 17-ти муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг.

Выявлено отсутствие регламентов в самых различных сферах (не регламентированы правоотношения, возникающие в связи с оказанием ритуальных услуг, планированием и осуществлением индивидуального жилищного строительства, предоставлением образовательных и медицинских услуг). Наибольшее количество нерегламентированных услуг являются услугами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и подведомственных ему учреждений.

Согласно «Порядку разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг», утвержденному постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 15.02.2019 № 108, обязанность по разработке административных регламентов возложена на органы Администрации города, к полномочиям которых относится предоставление муниципальных услуг.

Наряду с наличием нерегламентированных муниципальных услуг, административными регламентами 20-ти муниципальных услуг не предусмотрено их предоставление в МФЦ.

2. В течение проверяемого периода, вопреки Концепциям, одобренным Правительством Российской Федерации, сократилось количество муниципальных услуг, оказание которых организуется по принципу «одного окна». Так, по состоянию на 01.01.2018 предусмотрено оказание в МФЦ
102-х услуг; по состоянию на 01.11.2019 - 94-х услуг, что составляет 55,6 % от общего количества услуг, включенных в реестр муниципальных услуг (169 услуг).

В утвержденный постановлением Администрации города от 16.07.2018 № 705 перечень муниципальных услуг, оказываемых в МФЦ, не включены услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), а также услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, т.е. не предусмотрена возможность организации предоставления таких услуг в МФЦ. Вместе с тем, согласно Уставу МФЦ, организация предоставления вышеуказанных услуг является, целью создания Учреждения.

Возможность организации предоставления в МФЦ вышеуказанных услуг предусмотрена также п.4 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376.

3. В нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами, органами Администрации города Ростова-на-Дону не организовано заключение соглашений о взаимодействии с МФЦ по предоставлению 16-ти муниципальных услуг, организация предоставления которых должна осуществляться на базе МФЦ согласно постановлению Администрации города от 16.07.2018 № 705 (в том числе: 8-ми услуг, ответственными за организацию которых являются Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и подведомственные ему учреждения, 2-х услуг - Управление наружной рекламы, 2-х услуг – Департамент социальной защиты населения, а так же 3-х услуг – Администрация города и администрации районов).

4. Федеральным законом № 210-ФЗ (ч.1 ст. 15.1) установлена обязанность многофункционального центра организовать предоставление заявителю двух и более государственных и (или) муниципальных услуг при однократном обращении заявителя с запросом о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг (далее – комплексный запрос).

В проверяемом периоде предоставление услуг заявителям по комплексному запросу в МФЦ не осуществлялось.

5. Одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от № 210-ФЗ является доступность организации предоставления услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры предусмотрена ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В городе Ростове-на-Дону с 2014 года действует муниципальная программа «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону» одной из задач которой является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В действовавшей ранее и действующей в текущий период муниципальной программе «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону» не предусмотрено проведение мероприятий по обеспечению доступа к объектам МФЦ.

Капитальный и текущий ремонты объектов социальной инфраструктуры (отделов обслуживания МФЦ), предусмотренные имеющимися паспортами доступности, в 2018-2019 годах МФЦ не осуществлялись. На момент проведения проверки указанные помещения оснащены отдельными элементами адаптации и реабилитации.

В соответствии с п. 4 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 многофункциональный центр может по запросу заявителя обеспечивать выезд работника МФЦ к заявителю для приема заявлений и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также доставку результатов их предоставления, в том числе за плату.

Обеспечение выезда работника МФЦ к заявителю предусмотрено Уставом Учреждения (п. 2.5.17).

В проверяемом периоде работниками МФЦ не осуществлялись выезды к заявителям в связи с отсутствием утвержденного тарифа, а также в связи с отсутствием четкого определения льготных категорий граждан, выезд к которым должен осуществляться бесплатно или по льготному тарифу.

6. Финансовое обеспечение деятельности МФЦ осуществляется, в основном, за счет средств бюджета города, при этом, объем предоставляемых в МФЦ муниципальных услуг остается на низком уровне.

В проверяемом периоде в МФЦ организовано предоставление 1 266 957 государственных и муниципальных услуг, самыми востребованными из которых являются государственные услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. На долю таких услуг приходится более 60% всех обращений.

Доля муниципальных услуг, предоставленных в МФЦ, не превышает 7% общего объема услуг.

Несмотря на низкую востребованность муниципальных услуг, в городе Ростове-на-Дону действует децентрализованная система организации МФЦ.

Министерство экономического развития Российской Федерации рекомендует к применению в субъектах Российской Федерации централизованную систему организации МФЦ, в том числе посредством перехода от децентрализованной системы,

В целях упразднения возможности функционирования в субъектах Российской Федерации децентрализованной системы организации МФЦ Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части перехода на централизованную модель организации сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект Концепции совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и развития системы МФЦ, эффективная реализация положений которой возможна при централизованной системе организации деятельности МФЦ.

7. Установленные в ходе контрольного мероприятия факты (значения показателей) позволяют сделать вывод, что эффективность использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в городе
Ростове-на-Дону на базе многофункциональных центров предоставления услуг», является удовлетворительной.

В ходе контрольного мероприятия не установлено фактов нецелевого использования бюджетных средств. Вместе с тем, МФЦ не в полной мере обеспечено эффективное использование бюджетных средств.

Отсутствуют обоснования штатной численности работников, входящих в состав типовых структурных подразделений, специалистов по обработке документов и др.

Необходимость обоснования штатной численности обусловлена как требованиями действующих распоряжений Администрации города, так и значительным объемом расходов на оплату труда (не менее 75 % от общего объема финансирования деятельности МФЦ).

Не обеспечено исполнение требований распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 15.12.2016 № 336 в части разработки и утверждения реестра функций и услуг МФЦ, включающего информацию о трудозатратах на их исполнение.

Штатная численность работников МФЦ, осуществляющих консультирование, прием и выдачу документов, не соответствует нормативной численности, определенной в соответствии с утвержденным порядком расчета.

Так как утвержденная штатная численность работников, осуществляющих консультирование, прием и выдачу документов, ниже требуемой на 27 единиц, Учреждением не в полном объеме обеспечена работа окон МФЦ – установлено наличие 19-ти временно неработающих окон в 8-ми отделах обслуживания;

В процессе исполнения мероприятий муниципальной программы, связанных с ремонтом объектов, МФЦ допущено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 205,0 тыс. рублей, а также необоснованное завышение стоимости работ на общую сумму 15,6 тыс. рублей. В ходе проверки подрядчиком осуществлен возврат денежных средств в сумме 11,7 тыс. рублей на лицевой счет МФЦ;

Не в полной мере обеспечено эффективное и продуктивное использование объектов недвижимости:

-допущено неэффективное расходование бюджетных средств в общей сумме 317,3 тыс. рублей на содержание нежилого помещения по ул.  Борисоглебской, 12, не используемое для предоставления государственных и муниципальных услуг;

-осуществлялось расходование бюджетных средств в общей сумме 16 849,5 тыс. рублей на аренду 3-х нежилых помещений, не соответствующих установленным законодательством нормативам площадей сектора информирования и обслуживания (отделы обслуживания по адресам: ул. Малиновского, 25; пр. Коммунистический, 32/3; пр. Королева, 32/36);

-не обеспечено соблюдение арендаторами требований законодательства о необходимости государственной регистрации договоров аренды, что привело к снижению поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в сумме 282,0 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия произведена оплата государственной пошлины за государственную регистрацию 4-х договоров аренды в общей сумме 88,0 тыс. рублей; 1 договор аренды расторгнут.

8. МФЦ достигнута высокая результативность использования муниципальных ресурсов для организации предоставления услуг.

Значительно превышают установленные плановые значения такие показатели, как «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по месту пребывания, в МФЦ», «Степень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе МФЦ» «Среднее время ожидания заявителей в очереди для подачи документов и получения результата услуги», «Доля заявителей, ожидающих в очереди более 15 минут» «Производительность работы окон МФЦ».

В МФЦ, в основном, обеспечено соблюдение установленных требований комфортности. Отдельным недостатком является несоблюдение норматива площадей сектора информирования и обслуживания в 10-ти отделах обслуживания.

Серьезным недостатком является низкое значение показателя «Доля муниципальных услуг, организованных на базе МФЦ от общего количества услуг» (59,5 %), а также организация предоставления муниципальных услуг с нарушением законодательно установленного принципа «одного окна».

Организация предоставления муниципальных услуг в МФЦ с нарушением установленного законодательством принципа «одного окна» обусловлена положениями административных регламентов, а также отсутствием у органов и учреждений, предоставляющих услуги, соглашений о взаимодействии с МФЦ.

В рамках реализации полномочий, установленных решением
Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.12.2011 № 222 «О принятии «Положения о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону» в новой редакции», Контрольно-счетной палатой Главе Администрации города Ростова-на-Дону направлена информация о результатах контрольного мероприятия и представление о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Представление направлено также МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону». 

По итогам проверки Контрольно-счетной палатой направлено информационное письмо Председателю городской Думы – главе города Ростова-на-Дону.