Главная Городская власть Контрольно-счетная палата Информация о деятельности Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2019

контрольное мероприятие, проведенное КСП г.РнД в IV квартале 2019г.

Информация о результатах контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой города Ростова-на-Дону в IV квартале 2019 года

Результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий за 2018 год и текущий период 2019 года».

Объем проверенных бюджетных средств составил 237 666,2 тыс. рублей.

На Управление по физической культуре и спорту города Ростова-на-Дону (далее Управление), как отраслевой орган Администрации города, возложены полномочия по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта в городе путем разработки соответствующих организационно-распорядительных документов, в том числе:

- организация занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан;

- обеспечение развития детско-юношеского спорта;

- организация официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Как главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) Управление осуществляет планирование расходов бюджета города на эти цели, составляет обоснование бюджетных ассигнований, несет ответственность за результативность и целевой характер использования бюджетных средств.

Финансирование деятельности подведомственных учреждений осуществляется Управлением путем предоставления субсидий на выполнение муниципальных заданий.

Основополагающими факторами при расчете субсидий на финансовое обеспечение муниципальных заданий подведомственных учреждений являются

показатели муниципального задания и нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

Управлением допущены нарушения действующего законодательства и муниципальных правовых актов при формировании муниципальных заданий спортивных школ:

- установлены количественные показатели работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения», не предусмотренные региональным перечнем (классификатором) муниципальных услуг (работ);

-  в муниципальные задания не включен показатель, характеризующий качество оказания муниципальных услуг «Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на этапе начальной подготовки и зачисленных на тренировочный этап (этап спортивной специализации)». Показатель обязателен к применению при оказании услуг «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта» и «Спортивная подготовка по неолимпийским видам спорта».

Управлением не утверждены в установленном порядке нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (работ) подведомственными учреждениями.

Таким образом, реализация полномочий ГРБС при планировании бюджетных ассигнований осуществлялась Управлением с нарушением законодательства и муниципальных правовых актов.

Нарушения, допущенные Управлением при расчете финансового обеспечения муниципальных заданий, привели к необоснованному внесению изменений в размер субсидий. Подведомственным учреждениям в течение    2018 года и 1 полугодия 2019 года были увеличены объемы субсидии без правовых оснований на общую сумму 16 998,3 тыс. рублей.

В связи с выявленными нарушениями при формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий в отношении должностного лица Управления составлены 2 протокола об административных правонарушениях. Штраф в сумме 20,0 тыс. рублей взыскан с виновного лица в доход бюджета.

Организационно-распорядительными документами, регулирующими порядок организации занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан в городе Ростове-на-Дону, являются трехсторонние соглашения, заключенные между Управлением, районными администрациями и МБУ «Центр по физической культуре и спорту города Ростова-на-Дону» (далее МБУ «ЦФКС»).

Целью трехсторонних соглашений является установление общих принципов регулирования и организации бесплатных физкультурно-спортивных системных занятий для детей, подростков и взрослого населения по месту проживания граждан на открытых плоскостных спортивных сооружениях (спортивных площадках).

Анализ соглашений выявил недочеты, связанные с предоставлением материальной базы для проведения занятий по месту проживания граждан.

В соглашения не включены следующие условия:

- требования к предоставляемым адресам спортивных площадок: наличие балансодержателя (собственника), принятие к учету открытого плоскостного спортивного сооружения с нормируемым комплексом функциональных элементов, расположенного на земельном участке, имеющем соответствующее целевое назначение;

- требования к заключению договоров с балансодержателями (собственниками) на пользование имуществом (спортивными площадками);

 - порядок взаимодействия по вопросу содержания и технического состояния открытых плоскостных сооружений между районной администрацией и балансодержателями (собственниками) спортивных площадок (общеобразовательные учреждения, районные управления благоустройства, иные юридические и физические лица);

- перечень требований по обеспечению безопасности проведения занятий по месту проживания граждан.

В соглашения включены адреса спортивных площадок без указания балансодержателя (собственника).

Дальнейшее изучение учетных документов на спортивные площадки показало, что в соглашения включены площадки, не являющиеся открытыми плоскостными спортивными сооружениями, не имеющие соответствующего  оборудования, а в отдельных случаях площадки с неустановленными балансодержателями (собственниками).

Районные администрации по условиям соглашений несут ответственность за техническое состояние открытых плоскостных спортивных сооружений (спортивных площадок) предоставляемых для организации занятий по месту проживания граждан.

При этом, районные администрации не имеют достаточных возможностей для выполнения указанных функций по причине того, что они не являются балансодержателями спортивных площадок и не обеспечены соответствующим финансированием.

Этот вывод подтверждается результатами обследований спортивных площадок в Первомайском, Пролетарском, Железнодорожном и Советском районах города. Обследования показали, что 13 площадок, на которых проводятся занятия, из обследованных 38 (34,2%), находятся в неудовлетворительном состоянии, а именно отсутствуют или сильно повреждены покрытия, ограждения и оборудование площадок.

Следовательно, занятия физкультурно-спортивной направленности с населением на отдельных спортивных площадках проводились без соблюдения элементарных требований безопасности.

Таким образом, существующая форма организации занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан, реализуемая через трехсторонние соглашения, показала себя неэффективной. Управлением не были созданы соответствующие условия для организации занятий по месту проживания граждан.

Функции по организации работы инструкторов-методистов по месту проживания граждан путем проведения физкультурных и спортивных мероприятий закреплены за МБУ «ЦФКС».

Управлением утверждено муниципальное задание МБУ «ЦФКС» на 2018 год на выполнение работы «Проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан» с количественным показателем 15300 занятий.

Фактически МБУ «ЦФКС» подтверждено выполнение 14107  занятий или 92,2% от планового объема работы, в связи с чем, необоснованно израсходованы средства субсидии в сумме 790,2 тыс. рублей.

Основными причинами невыполнения муниципального задания являются:

- отсутствие контроля за выполнением муниципального задания со стороны Управления;

- отсутствие организационно-правовых документов Управления и МБУ «ЦФКС» раскрывающих понятие «Занятие физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан»;

- отсутствие в Управлении и МБУ «ЦФКС» расчета-обоснования потребности в штатных единицах инструкторов-методистов и количестве спортивных площадок, на которых проводятся занятия физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан;

- недостаточность собственной материальной базы у МБУ «ЦФКС» для проведения занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан;

- не принятие мер по оформлению договорных отношений между МБУ «ЦФКС» и балансодержателями (собственниками) спортивных площадок, что привело к использованию имущества без правовых оснований;

- отсутствие контроля со стороны МБУ «ЦФКС» за деятельностью инструкторов-методистов. По результатам обследований спортивных площадок, проведенных Контрольно-счетной палатой, не зафиксировано проведение занятий по 11 адресам из 38 (29%) в соответствии с представленными расписаниями.

Установлены факты включения адресов несуществующих открытых спортивных плоскостных сооружений в расписания занятий    (ул. Портовая, 541 (МАОУ «Школа № 77»), ул. Содружества, 82/1).

По результатам проведенного аудита использование бюджетных средств, направленных на организацию занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан является  низкоэффективным.

В связи с выявленными проблемами при идентификации спортивных площадок, включенных в соглашения, проведена проверка ведения учета открытых плоскостных спортивных сооружений в городе Ростове-на-Дону.

Функции по учету спортивных объектов на территории города       Ростова-на-Дону, в том числе открытых плоскостных спортивных сооружений и сбор статистической информации по вопросам физической культуры и спорта закреплены за Управлением.

Управлением разработан и утвержден Порядок учета спортивных дворовых площадок.

Требования указанного порядка Управлением фактически не соблюдались. Например, учетные карточки на спортивные площадки, которые являются основанием для включения объекта в форму статистического наблюдения, не содержат необходимых сведений и не зарегистрированы в установленном порядке.

В показатель муниципальных открытых плоскостных спортивных сооружений формы федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2018 год необоснованно включены следующие объекты:

- спортивные площадки, по которым не определен собственник (балансодержатель) площадки и собственник земельного участка, на котором расположена площадка;

- спортивные площадки, не сформированные как отдельный объект бухгалтерского учета (на учете числится спортивное оборудование, инвентарь);

- детские игровые комплексы, не являющиеся спортивными площадками.

Установлены факты включения в показатель фактически несуществующих плоскостных спортивных сооружений, а также случаи задвоения количества спортивных площадок. 

Таким образом, Управлением не подтверждено количество муниципальных открытых плоскостных спортивных сооружений, что ставит под сомнение достоверность показателя формы федерального статистического наблюдения  «Обеспеченность плоскостными сооружениями», являющегося одним из основных показателей по направлению «Физическая культура и спорт».

В связи с обращением ГУ МВД России по Ростовской области в Контрольно-счетную палату города (от 14.10.2019 №14/146-6196) проведена проверка расходования бюджетных средств на организацию тренировочных сборов спортсменов в МБУ «СШ №11» и МБУ «Гребной канал «Дон».

Выявлены нарушения требований федеральных стандартов спортивной подготовки при организации тренировочных сборов:

- превышены предельные лимиты проведения тренировочных сборов в каникулярный период;

- в тренировочных сборах приняли участие занимающиеся начального этапа спортивной подготовки и спортивно-оздоровительных групп. Федеральными стандартами не предусмотрено участие в тренировочных сборах занимающихся указанных этапов спортивной подготовки.

Нарушения требований федеральных стандартов спортивной подготовки привели к необоснованным расходам средств субсидии в сумме 3 098,6 тыс. рублей.

По результатам контрольного мероприятия в ГУ МВД России по Ростовской области и Прокуратуру города Ростова-на-Дону направлены акты проверок.

В МБУ «СШ №11», МБУ «СШ №13» и МБУ «Гребной канал «Дон» не выполнены минимальные требования федеральных стандартов спортивной подготовки в части обеспечения спортсменов оборудованием и спортивным инвентарем. Например, на момент проверки, обеспеченность МБУ «Гребной канал «Дон» оборудованием и спортивным инвентарем по виду спорта «Триатлон» составила всего 1,7%, по виду спорта «Акробатический рок-н-ролл» - 19%, по виду спорта «Бокс»  - 29,3%, по виду спорта «Кикбоксинг» - 10,8%.

Бюджетные средства, выделенные Управлению на организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, использованы по целевому назначению.

Вместе с тем, не регламентирован порядок проведения  физкультурных мероприятий «Обучение плаванию детей из малоимущих семей» и «Физкультурно-оздоровительные занятия по плаванию для пожилых граждан, ветеранов и инвалидов города». В нарушение требований, предъявляемых к проведению официальных физкультурных мероприятий, Управлением не утверждено положение (регламент) проведения указанных мероприятий.

Единственным организационно-распорядительным документом, по организации физкультурных мероприятий по плаванию для различных категорий граждан, является Соглашение о взаимодействии между Управлением и Департаментом социальной защиты населения города.

Анализ Соглашения показал, что деятельность по организации занятий плаванием носит заявительный характер и охватывает различные социальные категории граждан.

При этом, Соглашение не содержит порядка формирования списков граждан для занятий плаванием, включающего в себя информирование граждан о мероприятиях, работу по приему заявок и соответствующих документов от граждан для занятий плаванием, определение возрастной категории детей из малоимущих семей.

Физкультурные мероприятия по организации занятий плаванием содержат все признаки муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, необходим системный подход к организации занятий плаванием для различных категорий граждан с учетом межотраслевого взаимодействия Управления и Департамента социальной защиты населения города.

По итогам контрольного мероприятия в адрес Управления по физической культуре и спорту города направлено представление с требованиями по устранению выявленных нарушений. Председателю городской Думы – главе города Ростова-на-Дону и Главе Администрации города Ростова-на-Дону направлены информационные письма.