Главная Городская власть Контрольно-счетная палата Информация о деятельности Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2019

Проверка деятельности главных распорядителей бюджетных средств

Контрольное мероприятие «Проверка деятельности главных распорядителей бюджетных средств города, связанной с организацией и осуществлением внутреннего финансового контроля и аудита, контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений»

Объектами контроля являлись:

Управление образования города Ростова-на-Дону;
Управление здравоохранения города Ростова-на-Дону;
Департамент транспорта города Ростова-на-Дону;
Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ростова-на-Дону;
Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.

  1. Действующие в проверяемом периоде Положение ВФК, утвержденное постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.04.2014 № 471, а также Порядок ВФК, утвержденный постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.04.2014 №475, требуют доработки и актуализации.
Выявленные нормативные коллизии, неопределенность основания принятия решений затрудняют процесс планирования ВФК, а также создают для ГРБС возможности:
-произвольного выбора норм, подлежащих применению. В данном случае – это необходимость осуществления контрольных действий в отношении бюджетных процедур, выполняемых получателями бюджетных средств;
-применения исключений, в частности – исключения необходимости проведения внутреннего финансового аудита в отношении главных администраторов бюджетных средств.
Недостатки нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения и порядок действий в сфере ВФК, ВФА, расхождения и противоречия между отдельными их правовыми нормами, отсутствие необходимых однозначных дефиниций приводит к неопределенности в толковании, а, следовательно, и к свободе усмотрения субъектов в процессе правоприменения, что в конечном счете оказывает негативное влияние на качество реализации полномочий главных администраторов бюджетных средств.
Наличие двух муниципальных нормативных правовых актов имеющих по существу один и тот же предмет правового регулирования – правоотношения в сфере внутреннего финансового контроля, затрудняет их использование на практике и представляется нецелесообразным.

  2. Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения и недостатки свидетельствуют о неисполнении объектами проверки бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, установленных ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Неисполнение бюджетных полномочий обусловлено отсутствием в структурах ГРБС отделов (или должностных лиц) одновременно удовлетворяющих всем требованиям для осуществления ВФА:
-непосредственное и исключительное подчинение руководителю ГРБС;
-функциональная независимость (отделы (или должностные лица) не должны принимать участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита);
-необходимый уровень квалификации.
В результате, в проверяемом периоде ГРБС не осуществлена независимая оценка надежности внутреннего финансового контроля, не подтверждались достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета.

  3. Итоги анализа документов по организации и проведению ВФК, а также наличие значительного количества нарушений, установленных в проверяемом периоде внешними органами, уполномоченными осуществлять контроль, не позволяют признать надежным финансовый контроль, осуществляемый объектами проверки. По итогам реализации бюджетного полномочия по проведению ВФК главными распорядителями бюджетных средств не осуществлено одно из основных направлений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, – не организованы меры по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
ВФК проверенных объектов нельзя признать надежным по следующим основаниям:
-осуществление организации ВФК с нарушением установленного порядка (от некорректного закрепления обязанностей по проведению ВФК до нарушений при формировании внутренних исполнительно-распорядительных актов, устанавливающих порядок (регламент) его осуществления);
-некорректное планирование ВФК; исключение из предмета ВФК процедур и операций с высокой степенью рисков;
-наличие противоречивой информации в документах, формируемых по итогам осуществления контрольных действий (журналах ВФК, отчетах о результатах ВФК).
Ненадежность ВФК не позволяет принять меры по предотвращению ошибок и нарушений на стадии исполнения бюджетных процедур (в процессе предварительного и текущего контроля) и приводит к выявлению значительного количества нарушений по исполненным денежным обязательствам в процессе последующего контроля.

  4. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что в проверяемом периоде ГРБС не в полной мере обеспечено выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере ведомственного контроля.
Слабая организация ведомственного контроля, отсутствие внутренних исполнительно-распорядительных актов, регламентирующих процесс осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений приводит к некорректному планированию контрольных действий, и, как следствие, к наличию значительного количества нарушений муниципальными учреждениями как установленных процедур осуществления закупок (от планирования закупок до исполнения муниципальных контрактов), так и порядка ведения бухгалтерского учета, порядка и условий оплаты труда, порядка финансового обеспечения муниципальных заданий, порядка использования имущества.
В рамках реализации полномочий, установленных решением
Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.12.2011 № 222 «О принятии «Положения о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону» в новой редакции», Контрольно-счетной палатой подготовлены и направлены в адреса объектов контрольного мероприятия предложения по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФК, ВФА, а также представления с предложениями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
С целью устранения выявленных нарушений и предотвращения условий, оказывающих негативное влияние на качество реализации полномочий ГРБС Контрольно-счетной палатой направлены информационные письма Председателю городской Думы – главе города Ростова-на-Дону и Главе Администрации города Ростова-на-Дону.