Главная Городская власть Контрольно-счетная палата Информация о деятельности Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2019

Проверка эффективности деятельности муниципальных предприятий города Ростова-на-Дону в 2018 году и текущем периоде 2019 года

Проверка эффективности деятельности муниципальных предприятий города Ростова-на-Дону в 2018 году и текущем периоде 2019 года

В ходе контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности муниципальных предприятий города Ростова-на-Дону в 2018 году и текущем периоде 2019 года» выявлены следующие нарушения и недостатки.

Администрацией города Ростова-на-Дону не в полной мере обеспечено исполнение решений Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.02.2017 № 286, от 21.12.2018 № 602.

1. В установленный срок (до 01.04.2017) не выполнено требование о проведении ревизии уставов муниципальных унитарных предприятий с приведением целей и предметов их деятельности в соответствие с требованиями, установленными федеральным законодательством. По состоянию на 16.08.2019 утверждены новые редакции уставов муниципальных предприятий, за исключением МУП СКУ (предприятием не устранены замечания к новой редакции устава).

2. Муниципальные предприятия не включены в программы приватизации на 2016 – 2019 годы.

На момент проведения проверки приватизации подлежат 2 предприятия:

-МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района – согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 № 129;

-МУП «ЖЭУ-5» – согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.04.2007 № 257.

Администрацией Ворошиловского района проводятся мероприятия по подготовке к приватизации МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района.

Проведение мероприятий по приватизации МУП ЖЭУ-5 в настоящее время невозможно в связи с проведением в отношении предприятия процедур, применяемых в деле о банкротстве.

3. В 2019 году в городе Ростове-на-Дону функционирует 21 муниципальное унитарное предприятие.

Представленные к проверке решения балансовой комиссии, принятые по итогам заседаний, проведенных в 2017-2019 годах, свидетельствуют о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.

Так, в течение 2016-2018 годов общим результатом работы предприятий города являлся убыток. При этом, размер совокупного убытка, полученного по итогам деятельности МУПов за 2018 год (641 729,7 тыс. рублей), превышает размеры совокупных убытков, полученных по итогам деятельности за 2016, 2017 годы.

Совокупная кредиторская задолженность предприятий в анализируемом периоде возросла в 2,2 раза (с 606 801,0 тыс. рублей в 2016 году до 1 363 976 тыс. рублей в 2018 году).

В 2018 году сократилось количество рентабельных предприятий. По результатам деятельности за 2016, 2017 годы 15-ю МУПами получена чистая прибыль; по итогам 2018 года прибыльными являлись 13 предприятий.

В 2019 году по итогам работы за 2018 год муниципальными унитарными предприятиями в бюджет города Ростова-на-Дону перечислена часть чистой прибыли в общей сумме 3 258,3 тыс. рублей (по итогам работы за 2017 год аналогичные отчисления составили 5 207,9 тыс. рублей, т.е. доход городского бюджета от муниципальных предприятий снизился на 37,4%).

Помимо общего снижения эффективности деятельности МУПов, в отношении 2-х предприятий (МУП ЖЭУ-5 и МУП «Благоустройство Кировского района») определениями Арбитражного суда Ростовской области введены процедуры банкротства.

Сократилось количество предприятий, итоги финансово-хозяйственной деятельности которых признаны удовлетворительными решениями балансовой комиссии (за 2017 год – 17 предприятий; за 2018 год – 12 предприятий).

Таким образом, устойчивая рентабельная деятельность ряда муниципальных унитарных предприятий не обеспечена, что свидетельствует о неэффективности принимаемых отраслевыми органами мер, разработка и реализация которых предусмотрена решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.02.2017 № 286.

По поручению главы Администрации города Ростова-на-Дону отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города разработаны и находятся на контроле планы мероприятий по сокращению кредиторской и дебиторской задолженности подведомственных МУПов.

Решением Коллегии Администрации города Ростова-на-Дону от 24.05.2019 № 4 заместителю главы Администрации города по экономике дано поручение в срок до 30.09.2019 рассмотреть возможность внесения изменений в муниципальные правовые акты в части усиления контроля, осуществляемого отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города в отношении подведомственных предприятий.

4. Как по результатам проверок, проведенных в 2015 -2016 годах, так и по результатам контрольного мероприятия, проведенного в 2019 году, деятельность проверенных предприятий нельзя признать полностью эффективной по следующим основаниям.

4.1. Не в полной мере обеспечено соблюдение принципа платности использования земельных участков, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.

В 2018-2019 годах предприятиями допущено использование 12-ти земельных участков общей площадью 43 475,37 кв. м. без правовых оснований (без заключения предусмотренных действующим законодательством договоров аренды).

Муниципальными предприятиями в течение ряда лет нарушаются требования законодательства не только в части необходимости оформления права пользования земельными участками, но и в части необходимости внесения платы за их использование. Объем задолженности МУПов за использование земельных участков в течение 2017-2019 годов сохраняется на существенном уровне. Общая сумма задолженности предприятий за 1 полугодие 2019 года составляет 76 730,0 тыс. рублей.

4.2. Предприятиями не в полной мере обеспечена законность и продуктивность использования объектов недвижимости. Не обеспечено соблюдение требований законодательства при приобретении движимого имущества.

В нарушение требования п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района и МУП ЖКХ «Ленинский-2» не осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения на отдельные объекты недвижимости.

В нарушение требований ст. 113, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ предприятиями (МСУП РСиЭИС, МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района, МУП РКБ Пролетарского района) без правовых оснований используются объекты недвижимости, не закрепленные за ними на праве хозяйственного ведения.

Установлены факты длительного неиспользования предприятиями объектов недвижимости, переданных им в хозяйственное ведение. Площадь неиспользуемых проверенными предприятиями помещений колеблется от 20% (МУП РКБ Железнодорожного района) до 5,2% (МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района) от общей площади объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе у проверенных предприятий

МУП «Благоустройство Кировского района», в 2018 году не использовались 9 объектов недвижимости общей площадью 1 076 кв. м. (64,6% от общей площади объектов нежилого фонда, закрепленного за предприятием).

В проверяемом периоде отдельные объекты муниципальной собственности использовались предприятиями в коммерческих целях.

МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района допущено распоряжение недвижимым имуществом с нарушением требований действующего законодательства, а МСУП РСиЭИС – без учета интересов муниципального образования.

В 2018-2019 годах МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района заключались договоры на предоставление ООО «Фирма ЖКХН» оборудованных рабочих мест в здании по адресу: ул. Планетная, 6.

Согласно имеющейся правоприменительной практике предоставление предприятием за плату во временное пользование рабочих мест является притворной сделкой, прикрывающей передачу в пользование нежилых помещений без согласия собственника (в нарушение ст. 294, ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации) и без проведения торгов на право заключения договора (в нарушение ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В ходе проведения контрольного мероприятия договор на предоставление рабочих мест расторгнут.

МСУП РСиЭИС в 2018 году без согласия собственника имущества организован и проведен конкурс на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее по тексту – НТО) на территории города Ростова-на-Дону в подземных пешеходных переходах, расположенных по адресам: ул. Б. Садовая/ пр. Буденновский, ул. Б. Садовая/ пр. Ворошиловский, пр. Буденновский/ ул. Московская/ ул. Станиславского. На момент проведения проверки действовали 4 договора на размещение НТО общей площадью 1 135,5 кв. м.

В связи с тем, что муниципальные нормативные правовые акты в сфере размещения НТО не затрагивают правоотношения сторон, связанные с размещением НТО в подземных пешеходных переходах, решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2019
№ А53-38367/18 легализовано проведение предприятием конкурса на право заключения договоров о размещении НТО.

Помимо использования пешеходных переходов для размещения НТО, МСУП РСиЭИС переданы в аренду нежилые помещения автопарковочного комплекса по адресу: пл. Привокзальная, 3а общей площадью 486 кв. м., проходные коллекторы общей протяженностью 7 776,5 п. м., 12 единиц движимого имущества (машины и оборудование).

МУП ЖКХ «Ленинский-2» переданы в аренду 10 объектов недвижимости общей площадью 1 891,9 кв. м. (30,8 % общей площади недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения).

В нарушение ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предприятиями без согласия собственника имущества в 2018 году совершены сделки по приобретению движимого имущества на общую сумму 1 058,8 тыс. рублей:

4.3. В ходе контрольного мероприятия установлено, что хозяйственная деятельность проверенных МУПов подвержена следующим потенциально существенным рискам:

-кредитным рискам, связанным с заключенными кредитными договорами;

-рыночным рискам, связанным со спросом на услуги предприятий;

-финансовым рискам, связанным с обеспечением текущей деятельности.

В проверяемом периоде 4 из 5 проверенных предприятий осуществляли заимствования (заключены договоры займа, договоры о предоставлении кредита). В нарушение требования п. 2 ст. 24 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района, МУП РКБ Железнодорожного района, МСУП РСиЭИС осуществлены заимствования без согласования с собственником имущества.

Так, МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района в 2018 – 2019 годах без согласования с собственником имущества заключено 40 договоров займа на общую сумму 14 175,5 тыс. рублей.

МУП РКБ Железнодорожного района в 2018 году без согласования с собственником имущества заключены 7 договоров займа на общую сумму 5 000,0 тыс. рублей.

МСУП РСиЭИС в 2015-2016 годах без согласования с собственником имущества заключены 23 договора займа, кредиторами по которым являлись: ОАО «Контур», ОАО «Меридиан – Юг», ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление». По состоянию на 01.01.2018 задолженность Предприятия по займам и начисленным процентам составляла 24 549,0 тыс. рублей. В течение 2018 года требования по обязательствам предприятия в сумме 19 432,9 тыс. рублей приняты новым кредитором – ОАО «Донская транспортная компания» – в соответствии с заключенными соглашениями об уступке требований (цессии).

По состоянию на 31.03.2019 задолженность по договорам займов перед АО «Контур» составляла 5 842,0 тыс. рублей; перед ОАО «Донская транспортная компания» – 19 432,9 тыс. рублей.

Кроме того, МСУП РСиЭИС по согласованию с собственником имущества в 2015 году с ПАО Банк «Возрождение» заключен кредитный договор, в обеспечение которого здание по адресу: пл. Привокзальная, 3а общей площадью 14,8 тыс. кв. м. является предметом залога по договору ипотеки.

С 2015 по 2018 годы производилась замена кредиторов, принимающих требования по обязательствам предприятия, вытекающим из вышеуказанных договоров, заключенных с ПАО Банк «Возрождение» (в 2016 году – ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление»; в 2017 году – ООО «Донская транспортная компания»). По состоянию на 31.03.2019 кредиторская задолженность предприятия перед ООО «Донская транспортная компания» по вышеназванному кредитному договору составляет 30 041,5 тыс. рублей.

Поскольку предприятием не принимаются меры по погашению указанной задолженности, сохраняется угроза потери муниципального имущества, являющегося предметом залога.

К рыночным рискам можно отнести осуществление предприятиями деятельности на рынках услуг, находящихся в условиях конкуренции. Основные суммы доходов проверенных предприятий получены от выполнения комплекса работ по уборке и содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, объектов озеленения и благоустройства.

Вопрос местного значения по содержанию улично-дорожной сети решается в городе Ростове-на-Дону посредством организации и проведения закупок работ в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что способствует развитию конкуренции на данном рынке услуг и исключает безусловное выполнение муниципального заказа муниципальными предприятиями коммунальной сферы, то есть отсутствует «гарантированный» спрос на услуги МУПов.

В 2018, 2019 годах по итогам проведенных электронных аукционов подрядными организациями на выполнение основного объема работ по содержанию объектов улично-дорожной сети, объектов озеленения и благоустройства на территории города Ростова-на-Дону выступали АО «Чистый город» и ООО «М-Стандарт-Юг». Объекты проверки (предприятия коммунальной сферы) привлекались акционерными обществами для выполнения работ по договорам субподряда.

Для обеспечения спроса на услуги муниципальных предприятий МКУ Управлениями благоустройства районов города в проверяемом периоде осуществлялось искусственное дробление объекта закупки (работ по содержанию улично-дорожной сети, объектов озеленения и благоустройства), т.е. без проведения конкурентных процедур заключено значительное количество контрактов с единственным поставщиком – муниципальным предприятием коммунальной сферы соответствующего района города.

Часть комплекса работ по уборке и содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, объектов озеленения и благоустройства, являвшегося предметом вышеуказанных контрактов (заключенных с МКУ Управлениями благоустройства районов города) и договоров субподряда (заключенных с акционерными обществами), выполнялась предприятиями не собственными силами, а посредством привлечения субподрядных организаций.

К финансовым рискам, связанным с обеспечением текущей деятельности, можно отнести наметившуюся тенденцию к снижению степени обеспеченности собственными средствами, к усилению зависимости от привлеченного капитала, а также низкую платежеспособность МСУП РСиЭИС и МУП ЖКХ «Ленинский-2».

По результатам деятельности за 2018 год наблюдается тенденция к резкому снижению показателей рентабельности всех проверенных предприятий. Отрицательные значения имеют показатели рентабельности 2-х предприятий (МУП ЖКХ «Ленинский-2», МСУП РСиЭИС).

Ни одним из проверенных предприятий не достигнуты плановые значения показателя эффективности «чистая прибыль», установленные Программами деятельности на 2018 год; 2-мя из 5-ти проверенных предприятий получен убыток при плановой прибыли (МУП ЖКХ «Ленинский-2» - убыток в размере 10 524,0 тыс. рублей; МСУП РСиЭИС - убыток в размере 37 329,0 тыс. рублей).

На фоне ухудшающегося финансового положения проверенных предприятий в 2018 году произошло увеличение кредиторской задолженности МСУП РСиЭИС, МУП ЖКХ «Ленинский-2», МУП РКБ Пролетарского района.

В ходе проведенного анализа установлено незначительное снижение удельного веса кредиторской задолженности МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района и МУП РКБ Железнодорожного района.

Федеральной антимонопольной службой деятельность унитарных предприятий расценивается как архаичная и непрозрачная форма системы управления, препятствующая развитию конкуренции.

Правительством Российской Федерации в 2018 году подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществления деятельности унитарных предприятий)», которым предусматривается запрет на создание унитарных предприятий или изменение их видов деятельности, за исключением ряда случаев. Унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предполагаемых законопроектом изменений, полежат ликвидации или реорганизации. Таким образом, законопроект предусматривает введение запрета на деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках. Законопроект принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении 11.12.2018.

В рамках реализации установленных полномочий Контрольно-счетной палатой Главе Администрации города Ростова-на-Дону направлена информация о результатах контрольного мероприятия, а также представление о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

В рамках реализации полномочий, установленных решением
Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.12.2011 № 222 «О принятии «Положения о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону» в новой редакции», Контрольно-счетной палатой подготовлено и направлено Главе Администрации города Ростова-на-Дону представление с предложениями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

По итогам проверки Контрольно-счетной палатой направлено информационное письмо Председателю городской Думы – главе города Ростова-на-Дону.